И.У.Аубакирова, канд.техн.наук, доцент, зам. руководителя ИЦ "СПбГАСУ"

Новый Федеральный закон РФ "О техническом регулировании", вступивший в силу 15 июля 2002 г., должен изменить правовое регулирование в области установления, применения и исполнения требований к продукции и области оценки соответствия, системы стандартизации, сертификации, нормирования. Однако, к настоящему моменту еще не приняты подзаконные акты (постановления) правительства (должно быть около 20), которые должны определить конкретные действия участников технического регулирования. Поэтому Госстрой России устанавливает старыми правила аккредитации, сертификации, обязательного подтверждения соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р, действующими в области строительства в соответствии с Соглашением о порядке проведения работ по сертификации в строительстве между Госстандартом России и Минстроем России от 19 мая 1992 г.

Изменение формы собственности большинства предприятий, появление свободных рынков товаров и услуг, элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенное ускорение в процессах обновления и создания новой продукции, необходимость участия предприятий в международном разделении труда не может обеспечиваться и поддерживаться старой системой стандартизации. Государство не в состоянии решать все проблемы технического регулирования за свой счет. Необходимы значительные средства на разработку новых, и поддержание фонда имеющихся стандартов. По принятому закону в качестве основного документа приняты технические регламенты, основными целями которых является обеспечение защиты жизни иди здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В то время как большое число действующих стандартов содержит обязательные для применения требования и нормы по широкому спектру показателей. Проверка соблюдений обязательных требований в рамках государственного надзора во многом противоречит необходимым требованиям для изготовителя соблюдать только требования безопасности.

Оговоренный законом семилетний срок перехода на новые правила работы в области регулирования отношений между потребителем и изготовителем может затянуться, требуется усиление сил общественных организаций, привлечение финансов предприятий для вступления в новые отношения.