Управление качеством на предприятиях по производству ССС
Организатор -
Ивент-агентство КВИНТЕТ
Санкт-Петербург

И.У.Аубакирова, канд.техн.наук, доцент, зам. руководителя ИЦ "СПбГАСУ"

Обострение конкуренции и действие факторов, связанных с ускорением темпов научнотехнического прогресса изменили отношение персонала промышленных предприятий к проблеме качества продукции. Переход от традиционного контроля к управлению качеством подразумевает новую концепцию: вместо обнаружения дефектов ставится задача их предупреждения. Механизм управления качеством ориентирует всю систему предпринимаемых мер на достижение заданного уровня качества продукции с учетом статистических методов контроля, метрологии, стандартизации, сертификации и др.

Концепция управления качеством продукции базируется на следующих принципах:
- Ориентация всей деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия в рыночной экономике;
- Непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
- Комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- Смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, стиль руководства);
- Участие всего коллектива в решении проблем качества;
- Концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
- Отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда качество объекта на конечном этапе является следствием достижения качества на всех предыдущих этапах.

Поиск оптимальных путей обеспечения качеством продукции, приемлемых для всего мирового сообщества, обусловил разработку и широкое внедрение концепции международных стандартов ИСО серии 9000. Новая версия стандартов 2000 г. внесла изменения в систему управления качеством на современном этапе. Определены восемь принципов менеджмента качества с целью улучшения деятельности организации:
1. Ориентация на потребителя (организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания);
2. Лидерство руководителя (руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации);
3. Вовлечение работников (работники всех уровней составляют основу организации и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их возможности);
4. Процессный подход (желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом);
5. Системный подход к менеджменту;
6. Постоянные улучшения (постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель);
7. Принятие решений, основанное на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и информации);
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Новый подход к управлению качеством изменяет идеологию и структуру системы. Добавились новые требования: планирование (хорошо забытое старое) и мониторинг процессов как производственных, так и управленческих. Например, оперативный план по менеджменту процессов включает:
- требования к входу и выходу (спецификация и ресурсы);
- виды деятельности внутри процесса;
- верификацию и валидацию процессов и продукции;
- анализ надежности процесса;
- определение оценки и уменьшения рисков;
- корректирующие и предупреждающие действия;
- возможности по улучшению процессов;
- управление изменениями, относящимися к процессам и продукции.

Мировой опыт свидетельствует, что существует корреляционная связь между качеством и успехом в бизнесе. Качество продукции выступает главной экономической категорией рынка. При этом управление качеством является на несколько порядков более информационно емким, чем управление количеством.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Новый Федеральный закон РФ "О техническом регулировании", вступивший в силу 15 июля 2002 г., должен изменить правовое регулирование в области установления, применения и исполнения требований к продукции и области оценки соответствия, системы стандартизации, сертификации, нормирования. Однако, к настоящему моменту еще не приняты подзаконные акты (постановления) правительства (должно быть около 20), которые должны определить конкретные действия участников технического регулирования. Поэтому Госстрой России устанавливает старыми правила аккредитации, сертификации, обязательного подтверждения соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р, действующими в области строительства в соответствии с Соглашением о порядке проведения работ по сертификации в строительстве между Госстандартом России и Минстроем России от 19 мая 1992 г.

Изменение формы собственности большинства предприятий, появление свободных рынков товаров и услуг, элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенное ускорение в процессах обновления и создания новой продукции, необходимость участия предприятий в международном разделении труда не может обеспечиваться и поддерживаться старой системой стандартизации. Государство не в состоянии решать все проблемы технического регулирования за свой счет. Необходимы значительные средства на разработку новых, и поддержание фонда имеющихся стандартов. По принятому закону в качестве основного документа приняты технические регламенты, основными целями которых является обеспечение защиты жизни иди здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В то время как большое число действующих стандартов содержит обязательные для применения требования и нормы по широкому спектру показателей. Проверка соблюдений обязательных требований в рамках государственного надзора во многом противоречит необходимым требованиям для изготовителя соблюдать только требования безопасности.

Оговоренный законом семилетний срок перехода на новые правила работы в области регулирования отношений между потребителем и изготовителем может затянуться, требуется усиление сил общественных организаций, привлечение финансов предприятий для вступления в новые отношения.