Рынок сухих строительных смесей Санкт-Петербурга:
современное состояние и перспективы развития

Евгений Николаевич Ботка,
Генеральный директор ЗАО "Строительная информация"


Представленные ниже данные получены в ходе исследования рынка сухих строительных смесей (ССС) Санкт- Петербурга, выполненного ЗАО "Строительная информация" в марте-апреле 2001 г. В ходе исследования была проведена серия личных интервью с сотрудниками большинства фирм-производителей ССС, расположенных в нашем регионе, репрезентативный телефонный опрос сотрудников строительных фирм СПб, глубокие интервью со строителями. Для анализа мы также использовали все доступные вторичные данные.

Анализ полученных данных позволил нам сделать следующие основные выводы:

  • рынок ССС СПб характеризуется высоким насыщением: на нем представлены смеси более 30 различных торговых марок (17 из них производятся в пределах региона), смеси любого назначения представлены несколькими марками;
  • рынок ССС - "рынок строителя". На строительные организации, частные бригады и т. п. приходится большая часть потребления ССС (вероятно, не меньше 3/4). Даже в тех случаях, когда выбор марки сухой смеси производится строителем после консультаций с заказчиком, роль последнего невелика;
  • при выборе марки смеси для конкретных работ строители руководствуются, прежде всего, опытом предыдущей работы со смесями данной марки;
  • предпочтения строителей-профессионалов в отношении используемых марок смесей к настоящему времени, в основном, сложились. Таким образом, рынок консервативен, перспективы новых марок (или существенного перераспределения долей между марками) сомнительны;
  • потребление ССС в СПб медленно возрастает (10-20% за 2000 г.). Вероятно, рост рынка СПб сохранится и в текущем году, прирост обусловлен скорее ростом объемов строительных работ, чем увеличением интенсивности использования ССС на единицу работ;
  • отмечен значительный рост спроса на ССС в других регионах РФ. Основные перспективы роста производства питерских производителей смесей связаны с продвижением продукции в регионы;
  • рынок характеризуется интенсивной конкуренцией. Можно выделить два ее направления: отечественные смеси - импортные смеси, где важную роль играет ценовой фактор, и конкуренция между отечественными смесями разных производителей;
  • несмотря на стабильность рынка, продолжается, хотя и небольшими темпами, процесс вытеснения импортных смесей отечественными. Судя по полученным данным, он ограничен, в основном, группой клеев для плитки.